Карч Кирай – живая легенда истории волейбола. Это единственный человек в мире, ставший олимпийским чемпионом и в классическом (1984, 1988), и в пляжном (1996) волейболе. На данный момент Кирай возглавляет женскую сборную США по волейболу. Именно он привёл команду к победе в Чемпионате Мира 2014 и бронзе Олимпиады 2016.

Американец дал эксклюзивное интервью представителям Международной Федерации Волейбола, в котором рассказал о начале своей карьеры, любви к спорту, выдал секрет своего успеха и обрисовал разницу между игроком и тренером.

- Довольны ли вы третьим местом Всемирного Кубка Чемпионов по Волейболу (женщины)?

- Во Всемирном Кубке Чемпионов мы достигли того результата, которого ожидали до начала турнира. Год после Олимпийских Игр никогда не бывает простым. В программу приходят новые игроки, а более опытным даются большие перерывы. Я видел и нестабильную игру, и некоторые положительные моменты, на которых мы сможем сыграть в будущем. Нам определённо предстоит много работы.

- Как вы пришли в волейбол?

- Мой отец вырос в Венгрии, где он выступал за молодёжную сборную. Затем в 1956 году он сбежал в США. Впервые я сыграл в волейбол, когда мне было шесть – просто кидал мячик туда-сюда с отцом. Свой первый настоящий матч на песке я провёл в девять лет.

- Можно ли назвать ваши отношения с волейболом любовью с первого взгляда?

- Хочу рассказать вам небольшую историю на этот счёт. Когда я начал заниматься волейболом, мой отец находился в середине обучения на врача. Ему приходилось очень много работать. Свободное время у него было только на выходных. Вот тогда мы и играли в волейболе. Это было лично наше время, которым мы оба наслаждались. Поэтому волейбол всегда был очень особым спортом для меня. Но это и очень доброжелательный вид спорта – ты развлекаешься, учишься решать проблемы и работать в команде.

- Что вам нравится больше, классический или пляжный волейбол?

- Мне нравятся оба. Я начал заниматься на пляже, а переключился на классику, когда мне было 16 лет. После этого я провёл невероятное время в молодёжной, а потом и в мужской сборных. Потом я вернулся к пляжу и своей первой любви. Теперь я снова нахожусь в зале, уже как тренер. Получается, что здесь и сейчас волейбол – это любовь всей моей жизни.

- В чём заключается большое отличие пляжного волейбола от классического?

- Классический волейбол – это более сложный вид спорта, ставящий более сложные задачи. Для успеха здесь необходимо, чтобы шесть игроков идеально взаимодействовали друг с другом. Уровень специализации, требуемый от игроков, гораздо выше, чем в пляжном волейболе. Игра становится гораздо проще, когда с каждой стороны сетки находятся всего по два соперника. Здесь необходимо быть мастером на все руки. Тем не менее, в пляжном волейболе есть своя особенная прелесть.

- Был ли в вашей карьере какой-нибудь особенно выдающийся момент?

- Каждая золотая медаль особенная. Поэтому самым очевидно особым моментом была первая в истории пляжного волейбола золотая олимпийская медаль в Атланте 1996. Тем не менее, я не тот человек, который живёт прошлым. Я всегда стремлюсь в будущее, к следующей цели.

- Это секрет вашего успеха?

- Вполне возможно. Да, иногда я оглядываюсь в прошлое, чтобы вынести какой-либо урок. Однако затем фокус моего внимания смещается вперёд, на следующую цель. Я делал это всю свою жизнь. В настоящий момент я, в основном, думаю о том, как мне сделать женскую сборную США по волейболу командой номер один в мире.

- Токио 2020 – ваша большая цель?

- Именно. Ради этого мы и работаем сейчас. Пока что у меня нет планов на после Токио 2020.

- Как эволюционировали в волейболе ваши тренерские методики?

- Мне очень повезло, что я смог поиграть под руководством большого числа великих тренеров в старшей школе, колледже и сборной США. Я многому научился у них. Я всё ещё считаю важным делать тренировку похожей на игру. Однако и сам волейбол изменился. Игра намного быстрее, игроки – выше, они бьют по мячу гораздо сильнее, чем это делали в мои игровые дни. Необходимо адаптироваться к этому. Сегодня в команду также включено гораздо больше обслуживающего персонала.

- Какие изменения произошли в пляжном волейболе с момента ваших выступлений?

- Игра стала гораздо более агрессивной, особенно с подачами в прыжке. Сам вид спорта стал гораздо крупнее, чем он был раньше. Когда я начал играть, не было ничего: ни статистов, ни массажистов, ни психологов, ни тренера, ни тренера-ассистента. Всё это есть сегодня. Тогда игроки доходили до всего самостоятельно. Таким образом, мы многое узнавали сами: о себе и о том, как реагировать на проблемы. Это была хорошая тренировка для жизни. Мы учились учиться лучше. Мы учились решать проблемы самостоятельно.

- Игрок или тренер – какая роль далась вам сложнее?

- Однозначно роль тренера. Как игрок тебе необходимо только выступать и быть хорошим товарищем в команде. Однако как тренер ты несёшь гораздо большую ответственность за всю программу. Это заставило меня активно учиться.

- Кто был вашим кумиром, когда вы были игроком?

- Когда я начинал, мне нравились несколько игроков из США. Позже моим кумиром был Ларри Рандл. Он играл за сборную США на Олимпийских Играх 1968 в Мехико. Они выиграли у Советского Союза в первом матче. Это было единственное поражение СССР на пути к золоту.