После триумфа в олимпийском Лондоне, куда Александр Волков отправился с больным правым коленом, ему пришлось перенести еще две операции на этом самом колене, пропустить год и вновь выйти на прежний уровень. А в январе Александр вернулся в московское «Динамо», где 15 лет назад начинал свою карьеру.

«РЕБЯТА НАЗЫВАЮТ САНЯ ИЛИ ВОЛК»

- У Леонида Утесова была песня «Вернулся я на Родину». Словно про вас.

- Пожалуй. В «Динамо» все для меня родное. Тот же старенький дворец на Лавочкина, который, правда, внутри модернизировали. 

- Ностальгия накрыла?

- Для спортсмена привычно часто переезжать с места на место. Не могу сказать, что ностальгия накрыла, но приятно вернуться в родные стены. 

- Вы дебютировали в «Динамо» в 2002 году в возрасте 17 лет. Какова тогда была ваша зарплата?

- Первую зарплату я получил еще будучи учеником выпускного класса. Меня уже привлекали к матчам в команде «Олимп». Оформили на ставку спортсмена-инструктора. Вот тогда я принес первую зарплату домой.

- Мама сказала: «Ну вот, кормилец в семье появился».

- Нет, она сказала: «Это твои деньги, распоряжайся ими, как считаешь нужным». На что потратил? О чем тогда мечтали подростки – о кроссовках, сникерсах.

- Как вас называют молодые партнеры в «Динамо» – Сан Саныч?

- До отчества пока не дошло, называют Саня или Волк.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр ВОЛКОВ
Родился 14 февраля 1985 года в Москве.

Карьера: «Динамо» (Москва) – 2002-2004, 2005-2010, 2017-н.в. «Луч» (Москва) – 2004/05; «Кунео» (Италия) – 2010/11; «Зенит-Казань» – с 2011 по 2015, «Урал» (Уфа) – 2015/16, «Газпром-Югра» (Сургут) – 2016.

Достижения: чемпион Олимпиады-2012, бронзовый призер Олимпиады-2008, вице-чемпион Европы-2007, победитель Кубка мира-2011, победитель и неоднократный призер Мировой лиги, победитель Лиги чемпионов, пятикратный чемпион России, двукратный обладатель Кубка России, обладатель Суперкубка Италии, обладатель Кубка Италии, серебряный призер чемпионата Италии.

«МНЕ КАЗАЛОСЬ, ЧТО НА ТОТ МОМЕНТ Я ОСТАНОВИЛСЯ В РОСТЕ»

- В вашей карьере был сезон в Италии, в «Кунео». Что нового для себя там открыли? 

- Профессиональный волейбол.

- Неожиданно.

- До приезда в Италию был слишком уверенным в себе и немного лентяем. В «Динамо» не было конкуренции, чтобы ты ни делал, как ни тренировался, все равно попадал в состав. До Олимпиады оставался год и поступило предложение из Италии. А итальянский чемпионат был одним из сильнейших, если не самым сильным. Мне казалось, что на тот момент я остановился в росте, хотелось сделать шаг вперед.

volkov alexandr

- Что в Италии было по-другому?

- Я был новичком в сильной команде, это уже дополнительное напряжение. К тому же легионер должен ежедневно доказывать,  что клуб не зря тратит на него деньги. Я стал более профессионально относиться к своему телу, питанию, отдыху, быть предельно сконцентрированным на тренировках, тактических занятиях. И повезло, что в «Кунео» двое разговаривали по-русски.

- Один из них знаменитый пасующий серб Никола Грбич…

- Грбич как раз по-русски не говорил, заговорил позже, когда уже в России поиграл. По-русски говорили болгарин Владимир Николов и латыш Янис Педа. Они мне сильно помогли на первых порах.

- На каком языке общались с партнерами?

- На итальянском. Сразу попросил всех говорить со мной по-итальянски. Я еще в Москве его учил и хотелось быстрее на практике закрепить. Язык не сложный. Довольно быстро на нем заговорил.

- На футбол часто выбирались?

- Владимир Николов один раз вытащил в Милан. Помню, играл «Интер», а вот с кем, не могу сказать. Но атмосфера понравилась – 60 тысяч болельщиков, флаги, скандирования. Наш дворец в Кунео тоже был полон на каждом матче, хотя он и небольшой – на три тысячи зрителей, но для маленького городка нормальная цифра. Кстати, волейбол второй по популярности вид спорта в Италии после футбола.

- С вами какие-то курьезы в Италии случались?

- Вначале мне дали в клубе «Ситроен С3» купе. Машина по размерам напоминает «Смарт». Говорю: «Я в ней не помещусь» - «Других у нас нет», - отвечают. Попросил подыскать другую, и чтоб была с коробкой-автоматом. Через неделю дали другую, я туда помещался, и главное – коробка-автомат.

- Охарактеризуйте итальянцев в двух словах.

- Стильные и очень шумные.

- Многие наши футболисты, поиграв в Испании, обзавелись там жильем. Вы не прикупили недвижимость?

- Не равняйте нас с футболистами – у них другие зарплаты.

- Но на апартаменты в маленьком городке наверняка хватило бы?

- На те деньги, что я там получал, купить жилье было невозможно. Моя зарплата в «Кунео» была в три раза меньше, чем в «Динамо». Я сознательно пошел на уменьшение зарплаты, потому что поехал в другую страну не зарабатывать. Хотя для итальянского чемпионата у меня был приличный контракт.

- Не думали поселиться в Италии?

- Посещали мысли: хорошо бы иметь домик где-нибудь на берегу теплого моря. Но дальше этого не заходило.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА 

28 января 2012 года Александр Волков перенес операцию по удалению осколка хряща в правом коленном суставе, но уже в марте вернулся в состав «Зенита». Летом 2012 года из-за проблем с коленом не провел ни одного матча в рамках Мировой лиги и пропустил часть подготовки к Олимпиаде-2012.

Рецидив травмы случился на самих Играх. Каждый игровой день из правого колена Волкова врач Ярослав Смакотнин откачивал по 30-40 мл жидкости, спортсмен не участвовал в утренних тренировках, но неизменно выходил в стартовом составе сборной во всех играх плей-офф олимпийского турнира.

«ВСЕЙ ТОЛПОЙ НАВАЛИЛИСЬ НА ТЕТЮХИНА»

- Конкуренция за место в сборной перед Олимпиадой в Лондоне была огромная. И тут вы – с больным коленом. Почему Владимир Алекно держал для вас место?

- Что сказать? Владимир Романович мне всегда доверяет. И перед Олимпиадой верил в меня. И думаю, в своем решении он ни разу не разочаровался.

- «Мы посоветовались с тренером и решили, что пожертвуем коленом, но попробуем добиться какого-то результата». Ваши слова накануне Игр-2012. 

- Жизнь показала, что решение было правильным.

- Помните, что творилось сразу после победного мяча?

- Мы всей толпой навалились на Тетюхина.

- Он не кричал: «Ребята, раздавите!»

- Нет. Думаю, там всем уже было без разницы – давите, делайте, что хотите.

team russia

- Давали себе зарок: вот выиграю Олимпиады, нырну с Тауэрского моста в Темзу.

- Вообще не зарекался. Даже не думал об этом.

- Но хотя бы победу отметили достойно?

- Очень скромно, посидели в ресторане и все. Силы вдруг закончились – и моральные, и физические. Полное опустошение.

- Сколько всего операций на правом колене вы перенесли?

- Три.

- Если бы пожертвовали Олимпиадой, обошлось бы одной?

- Кто знает? Может, обошлось бы, а может и нет.

- Вам в сентябре 2012 года задавали вопрос. Повторю его и сверим ответ: «Вы действительно не жалеете о том, что цена этой медали для вас оказалась столь высокой?»

- Нет, не жалею. А что я ответил тогда?

- Тоже самое: «Ни капли. Олимпийское золото бывает раз в жизни. А иногда и вовсе не бывает».

«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ПОСЕЛЮСЬ В КАЗАНИ»

- Вы четыре года провели в Казани. Однажды сказали местным журналистам, что вам здесь нравится, и возможно, осядете в Казани после окончания карьеры. Искренне говорили, или это реверанс в адрес хозяев?

- Совершенно искренне. Не исключено, что поселюсь в Казани. Друзей там осталось много и сам город мне нравится.

- В 2015 году вы открыли в Казани клуб единоборств Golden Tiger. Не самое удачное время для занятия бизнесом.

- Да вообще была катастрофа. Сделали ремонт, надо закупать инвентарь за границей, а тут рубль обвалился, цены скакнули сразу на 30 процентов.

volkov aleksandr

- Как же решились на этот проект?

- Из-за своей неопытности. Скажу так – это была ошибка. Получилось так, что заниматься клубом не было никакой возможности, так как я продолжил спортивную карьеру.

- Но у вас ведь были еще два партнера.

- Один сразу отсеялся, и остались мы вдвоем. Но у меня дела, у него дела. В таких обстоятельствах развивать клуб сложно.

- Сейчас клуб существует?

- Пока существует.

- Продавать не собираетесь?

- Давайте не будем в эту тему углубляться. Если нет возможности заниматься бизнесом каждый день, не стоит начинать. Поэтому спортсмены в основном недвижимость скупают, чтоб не заморачиваться.

- Видел фото, где вы с двумя гантелями выглядите, как настоящий армрестлер. Подкачались в своем клубе? 

- Я из Италии вернулся подкачанным, а затем был период, когда не играл целый год после операции, поэтому занимался саморазвитием. Но это все быстро уходит, когда в волейбол возвращаешься.

- У вас большие тату на предплечьях. Одну разглядел на фото – дракон…

- Да, дракон, который охраняет волейбольный мяч. На другом предплечье – олимпийские кольца, 2012 год и богиня победы Ника.

«ОЛИМПИЙСКУЮ МАШИНУ НЕ ПЕРЕКРАШИВАЛ»

- Зачем вы перекрасили в золотой цвет автомобиль Audi А8, подаренный за победу на Олимпиаде в Лондоне…

- Не перекрашивал, журналисты однажды ошибочно написали, так в интернете ошибка и ходит. Я покрыл кузов золотистой пленкой. Если снять пленку, автомобиль выглядит, как новый. Продавать? Нет, не собираюсь. Машина в отличном состоянии, пробег небольшой. И самое главное – там много места, ноги свободно помещаются.

- Какова судьба таблички, которая была на машине: «Сборная России - Волков Александр»?

- Не поверите – до сих пор лежит в багажнике, все четыре года!

- У вас действительно айфон и часы золотого цвета?

- Тут вот какая история. Когда после Италии приехал играть в Казань, у меня не было машины. Пришлось купить. Я покрыл ее пленкой – золотым карбоном. После этого мы выиграли чемпионат России, Лигу чемпионов, Мировую лигу, а потом и золото Олимпиады. И я решил: раз так все хорошо идет, пусть и олимпийская Audi будет такого же цвета. На счет часов, – да, золотые, айфон под позолоту тоже был, но сейчас – вот, - Александр достает телефон белого цвета, на обратной стороне наклейка с изображением волка.

- В 2015 году вы тренировались в «Зените», но контракта ведь у вас не было?

- Не было. После Олимпиады я сделал операцию на правом колене, начал восстанавливаться. Попросил у Владимира Романовича (Алекно. – Прим. ред.) разрешения тренироваться с командой, а так получится, что даже сыграл за «Зенит» ближе к концу сезона. А мне даже в результате заплатили небольшую сумму.

- В Казани много команд высших дивизионов. На футбол, хоккей часто выбирались?

- Я не фанат какого-либо вида спорта. Если играет кто-то из знакомых, могу прийти поболеть. Но выбирался не часто, у самого был жесткий график.

- В ноябре 2015 вы перешли в уфимский «Урал», стали там лидером, вернулись в сборную. Все правильно?

- Правильно. «Урал» стал трамплином, чтобы опять вернуться на свой уровень. Такую цель я себе и ставил, принимая предложение из Уфы – обрести себя после травмы и попасть в сборную. Так все и получилось.

ural volkov

- Чем Уфа удивила?

- Своеобразный город. Но уфимцы считают, что Уфа лучше Казани. Однако в Татарстане противоположное мнение. Я считаю, что в Казане более развита инфраструктура.

- В октябре 2016 года вы подписали контракт с «Газпромом-Югрой«, но через три месяца соглашение с сургутским клубом было расторгнуто. Причина?

- Мы с Рафаэлем Талгатовичем Хабибуллиным (президентом и главным тренером «Газпрома-Югры». – Прим. ред.) договорились, что по итогам каждого месяца обсуждаем мою игру. Потому что я в Сругуте играл только доигровщика.

- С вашим-то ростом. Почему решили сменить амплуа?

- Захотелось больше времени проводить на площадке. Центральному часто приходится меняться. Понятно, что в «Динамо» или «Зените» доигровщиком стать сложно, там такие зубры на этой позиции. А в Сургуте была возможность попробовать себя в новой роли. Рафаэль Талгатович согласился. Но, видимо, что-то его не устроило. Мы поговорили, поблагодарили друг друга и расстались.

- Жить в Сургуте сложно?

- Сложновато – очень холодно зимой. Я застал температуру в минус 50. И рад, что в таких экстремальных условиях удалось себя испытать. При такой температуре тяжело дышать. Я ходил в маске, шапке, капюшоне, виднелись только глаза. Но все время пребывания в Сургуте всегда ходил пешком – до зала было пять минут ходьбы.

volkov aleksandr

«НАМ НЕ ХВАТИЛО ТРЕХ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ»

- В чем сборная образца Рио-2016 уступала команде, победившей на Олимпиаде в Лондоне?

- Я могу высказать только свое мнение. Нам не хватило трех людей из основного состава: Маркина, Бережко и Мусэрского. Команда выдала свой максимум – мы могли занять четвертое место, мы его и заняли. На тот момент это был наш потолок. У нас был маленький шанс обыграть американцев в матче за бронзу, но соперники не позволили нам этого сделать. В последний момент они включились и совершили камбэк.

- Вы пересекались с новым тренером мужской сборной Сергеем Шляпниковым. Что о нем скажете?

- Я три года играл в молодежных командах до 19 и до 21 года, которые он тренировал. Мы выиграли два чемпионата Европы, а на чемпионате мира в финале проиграли бразильцам. Сергей Константинович – жесткий тренер, который умеет добиваться поставленных целей. У него своя система тренировок. Но прошло много лет с тех пор, как мы пересекались в работе, возможно, он в чем-то изменился.

- Вы готовы вернуться в сборную?

- Начнем с того, что пока меня в сборную никто не приглашал. Прошедший год был очень тяжелым для меня, поэтому 2017-й я бы посвятил восстановлению моральному и физическому и взял бы небольшую паузу. А дальше посмотрим.

- Сколько еще сезонов себе отводите?

- Пока буду востребован. Думал ли, что потом? Думал, возможно, попробую себя в роли тренера. В другой роли я себя уже пробовал, имею в виду бизнес. Не мое.