18 августа стартует женский чемпионат Европы-2021 по волейболу.

Корреспондент сайта XSport побеседовал с одной из самых титулованных украинских волейболисток – за свою карьеру Ирина Трушкина 7 раз становилась чемпионкой Украины и обладательницей национального кубка, два раза выигрывала национальное первенство Румынии, и покорила один из самых элитных чемпионатов мира – с «Хемиком» стала первой в Польше. Центральная блокирующая рассказала о подготовке к предстоящему Евроволей, недостатках украинского волейбола и работе с известным итальянским специалистом.

– У вас был насыщенный сезон. Национальные первенства в Румынии, а также стадия 1/4 финала Кубка ЕКВ. Удалось ли вам отдохнуть во время летней паузы, набраться сил и соскучиться по волейболу?

– Если честно, отдохнуть вообще не получилось. Вначале ты приезжаешь и просто пытаешься ничего не делать. Ты хочешь только находиться с семьей. Потом еще съездить – у меня родители живут в другом городе. Пока к ним съездила, побыла, вернулась. Туда-сюда, уже и все, июнь. Тогда мне позвонил Михаил Мельник (президент Федерации волейбола Украины – прим.), спросил, хочу ли я поехать в сборную. Думала, что в силу возраста меня не вызовут. Михаил Григорьевич сказал, что созвонится с тренером – и наставник (главный тренер сборной Украины Владимир Орлов – прим.) сказал приезжать. Владимир сказал, что знает меня, и я буду вызываться в сборную. Поэтому потом уже все было скомкано. Успеть и уколоться в колени укольчики, которые делаются каждый год для профилактики, для укрепления суставов. И все, за недельку уже самой начинать тренироваться дома. Волейбол я просто люблю сердцем и душой, поэтому у меня нет такого, он мне прямо надоел, или я очень соскучилась.

– Между Золотой Евролигой и чемпионатом Европы вы провели пять спаррингов (два с Болгарией и три с Грецией)? Какой микроклимат в команде?

– Микроклимат в команде позитивный, мы все хорошо познакомились. Лесек (диагональная сборной Украины Леся Рыхлюк – прим.) присоединилась позже, поэтому она еще добирает свои кондиции. Но ее все девчонки знают, конечно, и она сама добрый и позитивный человечек. Поэтому у нас что касается позитива внутри, то всего хватает. Игр нам не хватило. Тренер хотел всех посмотреть, попробовать – то бишь по партии-две поиграть всем? Я считаю, что этого очень мало. Наставнику виднее, он, наверное, определился с составом. Картина игры вырисовывается. Касательно игр с Болгарией – их тяжело рассматривать как подготовку. Мы играли без Рыхлюк, под нагрузками. Просто мяч почувствовать, поле. Спаррингами это назвать не могу. Вот с Грецией уже можно считать. Борьба была, задачи какие-то, видео изучали.

– Как вам пришла идея записывать контент о волейболе (интервью с игроками сборной, прогулки в Болгарии?). Знаю, что в Турции этим увлеклись Ким Ён Кун и Татьяна Кошелева, но вот из Украины, пожалуй, никого вспомнить не могу.

– Это было абсолютно спонтанно. Я просто написала опрос, надо оно людям или не надо. И было много активности, ответов, что было бы интересно. В принципе, мне очень приятно, потому что сами болельщики задавали вопросы. А я их просто зачитывала, была передаточным звеном. Подхожу, прошу девчонок. Стеснительных девочек у нас тоже хватает, выкручиваемся как можем. Как с Ольчиком Скрипак (связующая сборной Украины Ольга Скрипак), которая не дает интервью. Мне кажется, что это интересно, ситуация внутри команды. Единственный момент, что сложно для этого находить время. От трненировок я тоже устаю. Мне нравится обрабатывать видео – я всегда требую от себя качества. Не сказать, что у меня там какая-то мегакамера или микрофон, но мне это нравится. И я надеюсь, что людям тоже.

 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Trushkina Iryna (@kryshon3)

– Большой спорт не бывает без травм? Приходилось ли вам играть с повреждениями, и каков был результат таких непростых матчей?

– Вопрос, конечно, двоякий. Я очень рада, что у меня не было никаких операций или больших повреждений. Но с микротравмами я играю уже очень давно, минимум с 2006 года. Тогда у меня был надрыв сухожилий, связок и мышц. Удалось найти врача, с которым я работаю до сих пор – Ковальчук Николай Владимирович. Я ему очень благодарна за помощь и доверяю только ему. В каждом сезоне есть какой-то промежуток времени, когда есть микроповреждение. Меня это никогда не останавливало. Как говорится, что не убивает, делает нас сильнее. Я более терпимо к этому отношусь, и с каждым разом, когда приходится терпеть побольше, порог боли увеличивается и ты можешь терпеть больше и уже не замечаешь. Ноющие боли, когда ты спишь на больном плече, или колени где-то затекли, и ты не можешь сидеть ровно в маршрутке. А люди не понимают и отклоняются назад, потому что им хочется полежать на сидение. А у тебя колени просто им в спину, и ты никуда не можешь их деть. Ну это так, отступление, может кого-то повеселит, может нет, а может люди задумаются, что бывают такие печальки. Подбаливают, но свыкаешься. Когда идет игра, азарт, я про все эти микротравмы забываю и чувствую себя великолепно.

– Сезон в Румынии вы заканчивали с Джованни Капрарой – фигура для женского волейбола невероятных масштабов. Тренер, выигравший чемпионат мира, многократный победитель Лиги чемпионов…

– Расскажу о нем с большим удовольствием. Очень крутой тренер. У него дисциплина как на площадке, так и за ее пределами. Не могу сказать, что шаг влево, шаг вправо – расстрел. Но чувствуется особая аура. Мы конкретно знали, за какой кусочек, квадратик, миллиметрик отвечаем. Что делаем, в какую точку доводим связке и с какого места она пасует в ту или иную зону. Почерпнуть удалось очень многое. Он еще работал с нашей Ириной Жуковой (одна из лучших связующих мира – двукратный обладатель Лиги чемпионов, а также победительница клубного чемпионата мира – прим.), надеюсь все ее помнят. Для меня она кумир по работе, хоть и играла на другой позиции. Я очень ею восхищаюсь. Рада, что удалось с ней поиграть. Вспоминали с Капрарой вместе те времена. После сезона с Джованни за месяц-полтора что мы там были, реально можно конкретно уходить в тренера – информации получено огромное количество, только бери и пользуйся.

kaprara jovanni

– С «Тырговиште» в Кубке ЕКВ вы встречались с «Прометеем». Как вы оцените уровень чемпиона Украины?

– Если быть честной, я оцениваю не очень высоко уровень чемпионата Украины в данный момент. Я играла в Румынии – тоже не топовое национальное первенство, если сравнить с Польшей, где я выступала до этого (в «Хемике» – прим.). В Румынии есть три-четыре команды, которые между собой рубятся. Две команды идут в лидерах буквально нос в нос. Но там легионеров неограниченное количество, они приезжают в Румынию, усиливают чемпионат. Нынешний чемпионат Украины никак не сравнить с тем, в котором играли мы в 2004, 2005 годах. Да и раньше. Да чемпионат был такой, можно было пободаться практически с каждой командой. А сейчас наш уровень волейбола немного настораживает и за него очень тревожно и печально, если честно. Молодежь приходит, но ее очень мало, и очень мало хороших детских тренеров. Почему? Потому что для них нет никакой мотивации. Оплата труда, как я поняла, невысокая, и никто не хочет тратить свои силы.

prometey - targoviste

– В Украине в сфере спорта это большая проблема – отток кадров. Как тренерских, так и игроков. Как вы считаете, как можно попытаться если не убрать эту проблему, то по крайней мере минимизировать?

– Этот вопрос как раз касается изначальной подготовки. Детских тренеров, которые воспитывают, подготавливают спортсменов до 13-14 лет. Заинтересуйте тренеров, дайте им возможность качественно подготовить детей, и потом предоставить, куда этих детей направить, в какие команды. И чтобы команды обеспечивали минимальное обмундирование – кроссовки, наколенники, самую минимальную зарплату для подрастающего поколения. И уже потом развивать саму Суперлигу. Как по мне, самое начало проблемы в неадекватной оплате детских тренеров. У них детей забирают и все, им даже никакого бонуса за воспитание. И как вы думаете, какой человек, который хочет выжить – за 2-3 тысячи гривен он ничего себе не купит, как и своим детям, которые дома ждут. Если они тут никому не нужны, или где-то им заплатят… Говорю чисто теоретически. Как я вижу эту схему, как они не доходят до Суперлиги, или доходят мало-мальски. А почему не доходят? Потому что есть лучше варианты с лучшей оплатой труда как для этих детей, с возможным обучением в других странах, так и для тренеров, которые этих детей подготовили. Это мое виденье.

– Не так давно в украинский волейбол пришли Владимир Дубинский (отвечает за женский волейбол) и Александр Герега (отвечает за мужской волейбол). Как вы считаете, способно ли это подтолкнуть других меценатов или частных предпринимателей к развитию волейбола?

– Очень надеюсь, что так и будет. Спасибо большое таким спонсорам, которые не побоялись вложить свои деньги. При том, то, что я вижу со стороны, у Владимира Михайловича отношение к девчонкам, к «Прометею», как к своей семье. Он работает над сплочением коллектива, и, конечно, когда растут молодые, у них есть пример, к чему стремиться, быть в такой волейбольной семье.

– Освещение – также один из недостатков украинского волейбола. Если сравнить с теми же чемпионатами Польши и Италии – это небо и земля.

– Да, я согласна, что освещение – один из недостатков тоже. Хотя я немного скептически отношусь к этому вопросу. Может, из-за того, что побывала в более сильных чемпионатах, в той же Польше. Даже в Румынии не все матчи было бы интересно смотреть. Мне, как зрителю. Также и в Украине. Я, когда в детстве играла в кружочке на пляже, казалось, что там интереснее, зажигательнее, динамичнее, чем у нас сейчас в «классике». Пусть на меня не обижаются, но надо действительно поднимать даже эмоциональную составляющую, чтобы людям было интересно. Не обязательно бить сильно, до потолка, или что-то сверхъестественное показывать – желание, искры в глазах у игроков. Ну и, конечно, квалификацию поднимать. Понятно, что игра, здоровье игроков – на первом плане. Но из таких аспектов, как пиар и продвижение команд, возрастает интерес к клубу. Где-то что-то сказал, публиковал видео – и пошло сарафанное радио. Было бы круто иметь в каждом коллективе такого человека.

Я бы хотела выделить команду «Аланта». Мне вылезла реклама в Instagram, что есть такая команда. Это не сейчас было, еще два года назад, когда они в «вышке» (Высшая лига – прим.) играли. Кто-то занимался роликами, необычными, интересными. Может, не суперпрофессиональными, но за ними интересно было наблюдать. Освещение команды и тренеров, что, как и где. Конечно, сейчас у «Прометея» все тоже на должном уровне, но я тогда почему-то запомнила.

– Какие специалисты обязательно должны быть в команде?

– У некоторых команд нет даже финансирование на доктора и массажиста, чтобы это были разные люди. Не может один специалист выполнять две функции. Вот как у нас в больницах – есть окулист, травматолог. Так же есть и отдельно массажист, доктор, первый тренер, второй тренер, который помогает набивать девчонкам. В команде также обязан быть фитнесс-тренер. Во-первых, правильно детям преподносится информация, они правильно развиваются. Не просто нагружаются, как у нас в Советском Союзе было – дают невероятные нагрузки, выдержишь – пройдешь дальше, а иначе сломаешься. Это неправильно. Фитнесс-тренер поможет с закачиванием мелких волокон, связок, что потом помогает избежать больших травм.

– 3 номер на футболке. Он идет с вами из одной команды в другую? Почему выбор пал именно на него? Связан ли только с датой рождения (3 декабря – прим.), или есть нечто большее?

– И День Рождения, и по жизни число 3 очень часто появляется. Не знаю, почему я его выбрала. Наверное, выбор был в детстве, ну как в детстве, уже подростком была, связан с датой. Но по факту, это был внутренний какой-то выбор, и я замечаю много замечательных моментов, что там 3, там 3 где-то. Мне номер нравится, кажется веселым, позитивным. Мне он напоминает улыбку и добродушную булочку. Я хоть и не булочка, но булочки люблю.

– Если не ошибаюсь, ваш сын занимается баскетболом. Не думали ли отдать его в секцию волейбола?

– Вы ошибаетесь. Папа его хотел в баскетбол, но как-то ему не сильно пошло. Он сейчас занимается гандболом. В волейбол его я отдавать не планировала, потому что я не хотела влиять на его выбор. Мой муж на хорошем любительском уровне баскетболист. Я занимаюсь волейболом. То бишь, сын видел оба вида спорта с самого детства. Если ему не захотелось, то я ничего не сделаю, я не буду заставлять.

– За свою волейбольную карьеру вы выступали в пяти национальных чемпионатах. Хотели бы попробовать свои силы еще где-то, например, в Италии.

– В Италии хотелось поиграть еще со времен Жуковой, этот чемпионат всегда был сильный. Но мне кажется, что уже туда в силу возраста не удастся попасть. Все же ищут всегда молодых, перспективных. Не знаю, где я буду в следующем году. Пока хочу сосредоточится на сборной, если чем-то помогу, буду рада.

– Вы уже долгое время проводите вместе с игроками сборной Украины. Можете одним-парой слов описать каждую из своих напарниц?

trushkina