Тяжелых перелётов станет меньше.

Волейбольная Лига наций – турнир на выносливость. На групповом этапе сборные за пять недель проводят по 15 матчей, между которыми перемещаются с одного континента на другой. Календарь, сформированный по жребию, беспощаден: Россия за месяц с небольшим налетала 60 тыс километров, Аргентина – 55 тыс, Франция – 50 тыс.

Международная федерация волейбола (ФИВБ) признаёт проблему и спешит её решить. Формированием календаря Лиги наций-2020 займётся компания KPMG, которая помогает разрабатывать чрезвычайно сложный календарь НБА.

32 ТРИЛЛИОНА КАЛЕНДАРЕЙ ДЛЯ НБА

KPMG – одна из четырёх крупнейших компаний мира, оказывающих аудиторские и консалтинговые услуги. У фирмы есть подразделение Global Sports Advisory, которое занимается спортивной аналитикой, в том числе планированием соревнований. Календари главных бейсбольных лиг США, баскетбольных турниров в Австралии и соревнований по крикету в Индии – результат работы KPMG.

Перед сезоном 2016/17 услугами компании впервые воспользовалась Национальная баскетбольная ассоциация, у которой 1230 матчей в регулярном чемпионате. KPMG разработала для баскетбольной лиги настраиваемую облачную систему оптимизации, которая учитывала расстояния между городами, доступность арен в тот или иной день, а также интересы телевидения.

«Приложение в течение трех недель работало на тридцати серверах, создав 32 триллиона возможных календарей. Каждый был оценен системой с точки зрения соответствия целям, что позволило лиге выбрать лучший график на сезон», – рассказывал в 2017 году директор KPMG по спортивной аналитике Райан МакКамбер.

Ранее на протяжении тридцати лет с календарем НБА мучился Мэтт Виник. Официально он был старшим вице-президентом лиги, но больше был известен как NBA's Scheduling Czar (Царь планирования НБА). Он составлял электронную таблицу в своем компьютере, готовясь к неизбежным жалобам от клубов. «Я говорил им: «Эй, это сделал компьютер». Но это никогда не был компьютер. Я был компьютером», – признался Виник в интервью Bleacher Report.

В 2014 году 75-летний специалист ушел на почетную пенсию, сохранив пост старшего советника по баскетбольным операциям. Вся его база данных была использована группой аналитиков, а затем и KPMG при создании календаря с помощью современных технологий.

kpmg

По данным Forbes, алгоритмы KPMG помогли НБА значительно улучшить ключевой показатель для бизнеса лиги – состояние баскетболистов. Созданный приложением календарь на 26% процентов снизил ситуации когда команды проводят 4 матча за 5 дней. Кроме того, у каждой команды остался в среднем лишь один «бэк-ту-бэк» (два матча за два дня) за сезон. На подобные ситуации постоянно жаловались игроки. Маршруты путешествий стали более эффективными, а у игроков стало больше времени на отдых.

ПУТЕШЕСТВИЯ ДОЛЖНЫ СОКРАТИТЬСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Как раз из-за диких маршрутов и желания поберечь игроков, многие национальные сборные отправляют на те или иные уикенды вторые и даже третьи составы. А это сказывается на общем уровне Лиги наций – коммерческом турнире, который зарабатывает на спонсорах. Те заинтересованы в большом охвате, которому способствуют звёзды волейбола. А звёзды еще в мае публично выступали за оптимизацию международного календаря, который выжимает из игроков все силы. В частности, об изматывающем графике Лиги наций говорил диагональный сборной Италии Иван Зайцев, вспоминая путешествие из Аргентины в Японию, которое в общей сложности заняло 42 часа.

ivan zaytsev
Иван Зайцев \ фото: REUTERS/Yves Herman

Бруно, Зайцев, Мусэрский и другие звёзды волейбола взбунтовались

У календаря по жеребьёвке есть и другой минус – экономический. Чем дальше ты летишь, тем больше платишь. Если раньше ФИВБ брала на себя транспортные расходы, то сейчас федерации сами покупают билеты. Отбить деньги можно за счёт призовых и продажи билетов на домашних уикендах (один гарантирован каждой сборной, второй можно приобрести за 100 тыс долларов). Каждая победа на групповом этапе приносит 9 тыс долларов, поражение – 4 тыс. Призовой фонд «Финала шести» – 2,1 млн долларов, из которых 1 млн получает победитель.

Ранее партнёром международной федерации волейбола стала компания IMG – мировой лидер в области спортивного менеджмента и маркетинга, который работает с баскетбольной Евролигой, английской футбольной премьер-лигой, а также крупнейшими турнирами по теннису, мотоспорту и гольфу.

ТВ-инновации в Лиге наций. Камеру встроили прямо в трос

С помощью KPMG международная федерация волейбола хочет в несколько раз сократить общий километраж перемещений сборных на групповом этапе Лиги наций, который в этом году превысил 700 тыс километров. Как это сделать, когда в турнире принимают участие 16 команд с разных континентов? Должно быть ответ на этот вопрос найдёт аналитическая система проектирования.

А в нынешней Лиге наций Россию, Польшу, Францию и Иран ждёт еще один трансатлантический перелёт – на «Финал шести» в Чикаго, который пройдёт 10 - 14 июля.

vnl
фото: volleyball.world